Блаженный Николай родился и подвизался в Пскове в XVI веке. Он пользовался особым уважением среди горожан, в любую погоду ходил в ветхой одежде, молился за всех встречных. Производя внешне впечатление безумного, он, безусловно, обладал чистою душой и разумом духовным. Жил он в келье под колокольней Троицкого собора, а после смерти был погребен под соборным храмом - этой почести удостаивались тогда только князья, а впоследствии архипастыри Псковские.
Житие Блаженного Николая Псковского гласит, что он «более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества». Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят».
Особенное отношение к святому Николаю Салосу связано с историей спасения им Пскова и жителей города от гнева царя Иоанна Грозного. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь разгромленного соседа. Горожане в ужасе ожидания предались молитве. Они знали, что Грозный царь пришел, по выражению летописца, с великой яростью, как лев, рыкая, «хотя растерзати неповинныя люди и пролить кровь многую». Как избежать погромов и разорения, решали в это время на совещании между местным архиепископом, воеводой — князем Юрием Токмаковым — и Христа ради юродивым Николаем Салосом. По совету юродивого устроили торжественную встречу: перед каждым домом поставили столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на колени пали псковичи с женами и детьми.
Когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, первым хлеб и соль поднес ему князь Токмаков. Но Грозный с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но тот стал невидим.
Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Юродивый встретил его увещеваниями и предложил Грозному отведать сырого мяса, несмотря на постные дни. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!»
Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. В это самое опричник доложил Грозному о том, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города.
Блаженный Николай преставился 28 февраля 1576 года. Местное празднование блаженному Николаю началось с 1581 года, всего пять лет спустя после его кончины. В тот год во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием блаженного Николая Салоса увидели молящимся пред Пресвятою Богородицею с прочими угодниками Российскими и местными Псковскими. Согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками, среди которых был изображен и блаженный Николай. К сожалению, запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., ныне утрачена.
Празднование этой святой иконы, которая ныне также хранится в Троицком соборе, было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая.