Псковский Кремль, Изборск, Печоры, Елизарово, Пушкинские Горы - дети познакомились с духовными святынями родной земли и прикоснулись к ее славному прошлому.
Традиции и знания
Уроки по основам православной культуры для псковских школ не новы - они являются частью курса внеурочной деятельности «Основы религиозной культуры и светской этики». Современные пособия и рабочие тетради, грамотные педагоги, заинтересованность родителей - все это способствовало тому, что такие занятия стали привычными для многих учеников младших классов.
В прошлом году митрополит Псковский и Порховский Тихон предложил добавить к теоретическим урокам бесплатные интерактивные экскурсии по святым местам. «Самое главное - передать детям представление о наших традиционных ценностях: любви, дружбе, доброте, милосердии. И, что очень важно, благодарности, - уверен Владыка. - Есть такие качества, которые с рождением у человека не открываются. Их надо воспитывать. Мы знаем столько неблагодарных детей. Столько трагедий родителей, оттого что они ждут благодарность и не получают ее...».
Инициативу Псковской епархии поддержал губернатор области Михаил Ведерников. Региональный комитет по образованию оказал методическую и административную поддержку. «Нам, безусловно, порой важно выходить из классов и рукой прикоснуться ко всем этим богатствам, - считает временно исполняющий обязанности председателя комитета Андрей Ермаков. - Тогда ребята будут иначе материал воспринимать и другими глазами смотреть на вещи».
В проекте приняли участие ученики девяти общеобразовательных учреждений Пскова. Это ребята из школы №1 имени Л.М. Поземского, школы №9 имени А.С. Пушкина, школы №12 имени Героя России А.Ю.Ширяева, школы №16 имени Героя России Алексея Воробьева, школы №17 имени В.и А.Молотовых. На необычных экскурсиях также побывали ученики лицеев № 4 «Многопрофильный» и «Развитие», воспитанники «Псковской школы-интерната» и четвероклассники Псковской гимназии с изучением основ православной культуры №28.
Просто о сложном
Руководителем проекта стал настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Пскова иеромонах Алексий (Годлевский). Специалисты социально-культурного центра "Троицкий", который работает при главном храме епархии, взяли на себя сложную рутинную работу, связанную с организацией и расписанием поездок, экскурсий, досуга детей. Продумали каждую мелочь: кто и где встретит ребят, каким транспортом они поедут, чем будут заняты в дороге.
Многое осталось «за кадром», но именно этот незаметный большой труд во многом обеспечил успех проекта. Простой пример: до Пушкинских Гор два часа пути. Чем будут заниматься неугомонные четвероклашки в автобусе? Сидеть в телефонах? Как бы не так! Они будут с интересом слушать рассказ о прошлом Псковской земли и Святых Гор, которым поделится с ними глава центра «Троицкий» Юлия Ермолаева или Любовь Масленникова - научный руководитель клуба "Историческая среда" (он уже больше года функционирует при социально-культурном центре кафедрального собора Псковской епархии).
В рамках проекта наряду с поездками для детей была организована серия тематических уроков в школах. Их также проводили педагоги социально-культурного центра «Троицкий». Вместе с взрослыми наставниками, которые стали для ребят старшими друзьями в вопросах веры, ученики радовались приключениям героев рождественской сказки и мастерили подарки к главному зимнему празднику – книжки, сделанные своими руками.
«За это время мы стали родными людьми, - признается Юлия Ермолаева. – Для нас было очень важно создать особенную душевную атмосферу, чтобы дети чувствовали радость от общения, испытывали положительные эмоции – это то, что запомнится надолго».
Еще одна важная составляющая проекта – встречи школьников со священниками Псковской епархии, беседы о православии, вечных идеалах и ценностях, нравственных ориентирах и вере. «Дети были удивлены тому, что об очень сложных вещах можно рассказать простым языком, - рассказывают в социально-культурном центре «Троицкий». – Они увидели, что наши священники живут своим делом и отдают ему все силы».
Школьники смогли по-другому посмотреть на православие: им открылось, что это не скучный замкнутый в себе мир, а интересная, наполненная смыслом жизнь. Каждое движение, жест, слово обрели свое значение: так, многие ребята впервые узнали, в чем смысл причастия, что символизирует крестное знамение.
Исторические корни
«Отец Марк настолько подробно и интересно рассказал об истории Псково-Печерского монастыря, с такой любовью открыл тайны икон, так терпеливо отвечал на все детские вопросы... Ребята не хотели прощаться. Даже взрослые учителя открыли для себя много нового и интересного», - так отзывается один из педагогов-участников проекта о поездке с учениками в древнюю обитель.
Действительно, уезжать не хотелось. Дети были под большим впечатлением от экскурсий. Пещеры, Успенский собор, знакомство с монахами, рассказы о старцах, молитва перед чудотворной иконой Богородицы – для многих поездка в Печоры стала едва ли не первым опытом настоящего приобщения к православию. Ну и, конечно, встреча с белками, умными вОронами и косулями, разговор с 700-летним дубом, трапеза, подарки не оставили ребят равнодушными. Четвероклассники настолько прониклись духом Печор, что даже делились мечтами о том, чтобы остаться жить здесь.
Не менее яркими и запоминающимися оказались экскурсии в Псковский Кремль. Ученики узнали об истории крепости, побывали на уникальном макете Древнего Пскова, который помог учащимся представить, как выглядела внутренняя территория Крома в XV веке. Не заскучали ни на минуту: ребятам предложили пройти квест и выполнить интересные задания.
Тепло принимали школьников и клирики Троицкого собора - иерей Антоний Рехлов и Артемий Лутченко. Они сумели так заинтересовать школьников своим рассказом, что вопросам не было конца. Беседы за чашечкой душистого чая получились живыми и непринуждёнными. «Такое общение не только запомнилось эмоциональным теплом и глубиной, но и заставило ребят задуматься о глубоких вопросах, - считает Юлия Ермолаева. – За эти полгода ученики очень выросли, это во многом отличает их от тех ребят, которых не коснулся этот проект».
В Изборске многим запомнились рассказы настоятеля Никольского храма иерея Дмитрия Федорова. Священник поведал детям об истории собора и военном прошлом крепости. Ребята понялись на башню Луковку и спустились в таинственное подземелье по 90 ступенькам, прогулялись к Словенским ключам, покормили уток и лебедей, отведали изборского чая со сладостями. Квест, который провела для них местный экскурсовод, позволил школьникам почувствовать себя настоящими разведчиками и исследователями прошлого.
Здесь русский дух
Представление о духовных святынях Псковщины было бы неполным без поездки в Пушкинские Горы с их неповторимой красотой. Основанный в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов России, Святогорский Успенский монастырь является местом притяжения для всех, кто стремится постичь тайну русской души, русского гения и русского православия.
Школьники, которые стали участниками проекта, познакомились с жизнью обители, побывали на могиле Пушкина, почтили память великого поэта и возложили цветы. Посетили ребята и Михайловское: увидели рабочий кабинет Пушкина, комнату Арины Родионовны, баньку.
Сочинения, которые дети писали по итогам поездки, многие дополнили рисунками: кто-то изобразил собор, кто-то – соломенного зайца. А некоторым ребятам запомнились две лошади, которые встретились юным экскурсантам в пушкинских местах.
Поездки в Спасо-Елеазаровский монастырь познакомили псковских школьников с историей одной из древнейших обителей Псковщины. Ребят заинтересовал рассказ о жизни основателя монастыря преподобном Евфросине, с юных лет склонном к пустыннической жизни. Узнали они и о том, как живет обитель в наши дни. Ярким моментом путешествия стало посещение фермы и встреча с ее обитателями – курицами и петухом, быком Рыжиком и пока еще безымянным теленком.
Такие поездки, уверены педагоги, оставляют неизгладимый след в памяти школьников. «Дети меняются, - говорит учитель начальных классов школы №9 Татьяна Григорьева. - Даже предметники, которые приходят в мой класс, говорят, что они заметно отличаются от сверстников в параллелях. Мне самой очень приятно, что дети с удовольствием посещают эти известные места, общаются с монахами». Точку зрения педагога разделяет ее коллега Валентина Княжецкая: «Я бы хотела сказать словами своего ребёнка: "Я выхожу с этих занятий как будто светлее", - и я с ним соглашусь».
Проект продолжается по сей день: уже на следующей неделе социально-культурный центр «Троицкий» организует для школьников паломнические походы в Снетогорский и Мирожский монастырь, в Псковский музей-заповедник. «Хочется надеяться, что проекту суждена долгая жизнь, что он будет дарить радость детям, вселять в них веру и укреплять ее», - говорит Юлия Ермолаева.
В перспективе положительный опыт проекта Псковской епархии и областного Комитета по образованию может быть включён в программу основ духовно-нравственной культуры народов России для пятых классов и масштабирован на другие регионы. «Я рад, что нашим детям нравятся эти поездки, - говорит митрополит Псковский и Порховский Тихон. - Все это раскрывает душу по-настоящему… Дети забудут все, что мы им говорим... А впечатления, чувства - останутся навсегда. Именно об этом мы призваны заботиться – о воспитании чувств».
Елена Никитина