«Муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти» - так характеризуют исторические хроники святого благоверного князя Довмонта-Тимофея, который правил в Пскове ровно тридцать лет и три года - с 1266 по 1299 год.
Политическая и экономическая независимость от Великого Новгорода, расцвет торговли и ремесел, строительство православных храмов и монастырей, возведение мощного второго кольца каменных стен Псковской крепости, талант полководца, а также удивительная для того времени способность мирно решать вопросы с народным вечем - все это составило легендарную славу князя, которого помнят и чтут и поныне.
Довмонт (Домант) происходил из литовских князей. Согласно некоторым источникам, он был сыном Миндовга, основателя первой династии литовских князей. Будучи еще язычником Довмонт оказался одним из зачинщиков жестокой междоусобной войны в Литве. Опасаясь расправы, он покинул Литву и укрылся в Пскове «с дружиною своею и со всем родом своим». По свидетельству новгородского летописца, беглецов было триста человек, «с женами и с детьми». Новгородцы по какой-то причине хотели всех их перебить, однако этому воспротивился тогдашний великий князь Ярослав Ярославич (брат Александра Невского), правивший также и в Новгороде, а также сами псковичи. Сын Ярослава, бывший наместником в Пскове, принял Довмонта и его родичей с честью и предложил им принять крещение.
В Пскове Довмонт и его люди крестились в соборе Святой Троицы — главном храме города. Довмонт получил при крещении имя Тимофей. Это был сильный и воинственный князь, обладавший незаурядными дарованиями полководца; к тому же он горел желанием отомстить Литве. Такой князь был нужен Пскову, ибо в те грозные годы псковичам приходилось вести напряженную борьбу с немецкими рыцарями-меченосцами и датчанами, захватившими прибалтийское побережье и угрожавшими границам Пскова.
Как это бывает нередко, только что принявший христианство Довмонт показал себя ревностным приверженцем и радетелем новой веры и горячим защитником новой родины. В 1266 году псковичи избрали его своим князем и, как оказалось очень скоро, не ошиблись в выборе.
Псковские и новгородские ратники под предводительством Довмонта не раз громили врага – войска литовцев и ливонских рыцарей. Летописное «Сказание о благоверном князе Довмонте и о храбрости его» сохранило слова, с которыми князь обратился к своим воинам перед одной из битв: «Братья мужи-псковичи! Кто стар — тот отец мне, а кто млад — тот брат! Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим, братья, за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!». Как гласит сказание, эта битва закончилась для русского войска более чем успешно: литовцы потеряли нескольких князей, многие были убиты, а из псковичей же погиб лишь один человек. Довмонт с триумфом возвратился в Псков, «и бысть радость и веселие велико во граде во Пскове», записывал летописец.
В управлении Псковом князь проявлял мудрость и справедливость. «Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в мире, и украшал церкви, и любил священников, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам», — пишет автор «Сказания о Довмонте». «…И все почитали и любили его не из-за великого сана, — вторит ему автор Жития святого, воссоздавая идеальный образ князя-правителя, — но ради благого нрава: ибо никого никогда не упрекнул, не обидел, не оклеветал, не завидовал никому, не гневался, не пренебрегал церквами Божьими, но многие церкви построил и украсил; не прогонял нищих, не оставлял странников, в темнице находящихся посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахов, и сирот, и вдов накормил, для язычников же страшным явился воителем». Так прежний язычник и иноплеменник сделался самым любимым псковичами правителем за всю историю города, защитником «дома Святой Троицы».
Св.благоверный князь, не раз побеждавший врага, многократно превосходящего по численности войск, почил через несколько месяцев после разгромной победы над немецким войском 5 марта 1299 г. Он заразился во время мора, который тогда свирепствовал во Пскове. "По добром князе тогда был плач великий среди благодарных горожан…"
Довмонт-Тимофей, беззаветно служивший Псковской земле, был погребен в Троицком соборе. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Своими благодеяниями благоверный князь не оставлял Псков и после своей смерти. Летопись записала, что молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341-м и 1343-м годах. Сохранилось древнее сказание о том, как в 1480-м году магистр ливонский подступил под Псков с многотысячным войском. Благоверный князь Довмонт, явившись одному из псковичей, сказал: «Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь». Воля святого князя была выполнена ‒ обошли ночью с его одеждою и крестами крепость. Магистр, подступив с войском, старался зажечь город. Русские, воодушевленные небесным вождем, бросились в бой и опрокинули немцев в воду. Немцы бросились на суда, а ночью сняли осаду и ушли. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.
Почитание князя Довмонта в лике святых началось фактически сразу после его кончины. Уже в 1374-м году была построена во имя его церковь. Второй храм во имя благоверного князя Довмонта был возведён в 1574-м г., после чуда ‒ излияния слез на иконе Знамения. В 1530-м году у гроба князя Довмонта последовало чудесное исцеление слепой.
Общецерковное прославление князя состоялось в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время знаменитой осады Пскова Стефаном Баторием. Ежедневно молились псковитяне с их духовенством у раки князя Домонта и в 1615-м году, когда шведская армия, предводимая Густавом-Адольфом, появилась в виду их родного города. Подкрепляемые надеждой на небесное заступничество благоверного князя, затворившиеся во Пскове pyccкие полки выдержали все приступы шведов.
Псковичи и паломники с благоговением поклоняются святым мощам благоверного князя Довмонта-Тимофея, которые также покоятся в раке в кафедральном соборе. Ведь он был выдающейся личностью в истории Пскова, «воином великим и ревнителем веры христианской».
У мощей мудрого и храброго покровителя Пскова, православных воинов и людей государевых, молятся об обретении мудрости, оказании помощи в военных и управленческих делах.
Церковь празднует память благоверного князя Довмонта (во святом крещении Тимофея) Псковского 20 мая (2 июня).
Политическая и экономическая независимость от Великого Новгорода, расцвет торговли и ремесел, строительство православных храмов и монастырей, возведение мощного второго кольца каменных стен Псковской крепости, талант полководца, а также удивительная для того времени способность мирно решать вопросы с народным вечем - все это составило легендарную славу князя, которого помнят и чтут и поныне.
Довмонт (Домант) происходил из литовских князей. Согласно некоторым источникам, он был сыном Миндовга, основателя первой династии литовских князей. Будучи еще язычником Довмонт оказался одним из зачинщиков жестокой междоусобной войны в Литве. Опасаясь расправы, он покинул Литву и укрылся в Пскове «с дружиною своею и со всем родом своим». По свидетельству новгородского летописца, беглецов было триста человек, «с женами и с детьми». Новгородцы по какой-то причине хотели всех их перебить, однако этому воспротивился тогдашний великий князь Ярослав Ярославич (брат Александра Невского), правивший также и в Новгороде, а также сами псковичи. Сын Ярослава, бывший наместником в Пскове, принял Довмонта и его родичей с честью и предложил им принять крещение.
В Пскове Довмонт и его люди крестились в соборе Святой Троицы — главном храме города. Довмонт получил при крещении имя Тимофей. Это был сильный и воинственный князь, обладавший незаурядными дарованиями полководца; к тому же он горел желанием отомстить Литве. Такой князь был нужен Пскову, ибо в те грозные годы псковичам приходилось вести напряженную борьбу с немецкими рыцарями-меченосцами и датчанами, захватившими прибалтийское побережье и угрожавшими границам Пскова.
Как это бывает нередко, только что принявший христианство Довмонт показал себя ревностным приверженцем и радетелем новой веры и горячим защитником новой родины. В 1266 году псковичи избрали его своим князем и, как оказалось очень скоро, не ошиблись в выборе.
Псковские и новгородские ратники под предводительством Довмонта не раз громили врага – войска литовцев и ливонских рыцарей. Летописное «Сказание о благоверном князе Довмонте и о храбрости его» сохранило слова, с которыми князь обратился к своим воинам перед одной из битв: «Братья мужи-псковичи! Кто стар — тот отец мне, а кто млад — тот брат! Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим, братья, за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!». Как гласит сказание, эта битва закончилась для русского войска более чем успешно: литовцы потеряли нескольких князей, многие были убиты, а из псковичей же погиб лишь один человек. Довмонт с триумфом возвратился в Псков, «и бысть радость и веселие велико во граде во Пскове», записывал летописец.
В управлении Псковом князь проявлял мудрость и справедливость. «Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в мире, и украшал церкви, и любил священников, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам», — пишет автор «Сказания о Довмонте». «…И все почитали и любили его не из-за великого сана, — вторит ему автор Жития святого, воссоздавая идеальный образ князя-правителя, — но ради благого нрава: ибо никого никогда не упрекнул, не обидел, не оклеветал, не завидовал никому, не гневался, не пренебрегал церквами Божьими, но многие церкви построил и украсил; не прогонял нищих, не оставлял странников, в темнице находящихся посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахов, и сирот, и вдов накормил, для язычников же страшным явился воителем». Так прежний язычник и иноплеменник сделался самым любимым псковичами правителем за всю историю города, защитником «дома Святой Троицы».
Св.благоверный князь, не раз побеждавший врага, многократно превосходящего по численности войск, почил через несколько месяцев после разгромной победы над немецким войском 5 марта 1299 г. Он заразился во время мора, который тогда свирепствовал во Пскове. "По добром князе тогда был плач великий среди благодарных горожан…"
Довмонт-Тимофей, беззаветно служивший Псковской земле, был погребен в Троицком соборе. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Своими благодеяниями благоверный князь не оставлял Псков и после своей смерти. Летопись записала, что молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341-м и 1343-м годах. Сохранилось древнее сказание о том, как в 1480-м году магистр ливонский подступил под Псков с многотысячным войском. Благоверный князь Довмонт, явившись одному из псковичей, сказал: «Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь». Воля святого князя была выполнена ‒ обошли ночью с его одеждою и крестами крепость. Магистр, подступив с войском, старался зажечь город. Русские, воодушевленные небесным вождем, бросились в бой и опрокинули немцев в воду. Немцы бросились на суда, а ночью сняли осаду и ушли. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.
Почитание князя Довмонта в лике святых началось фактически сразу после его кончины. Уже в 1374-м году была построена во имя его церковь. Второй храм во имя благоверного князя Довмонта был возведён в 1574-м г., после чуда ‒ излияния слез на иконе Знамения. В 1530-м году у гроба князя Довмонта последовало чудесное исцеление слепой.
Общецерковное прославление князя состоялось в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время знаменитой осады Пскова Стефаном Баторием. Ежедневно молились псковитяне с их духовенством у раки князя Домонта и в 1615-м году, когда шведская армия, предводимая Густавом-Адольфом, появилась в виду их родного города. Подкрепляемые надеждой на небесное заступничество благоверного князя, затворившиеся во Пскове pyccкие полки выдержали все приступы шведов.
Псковичи и паломники с благоговением поклоняются святым мощам благоверного князя Довмонта-Тимофея, которые также покоятся в раке в кафедральном соборе. Ведь он был выдающейся личностью в истории Пскова, «воином великим и ревнителем веры христианской».
У мощей мудрого и храброго покровителя Пскова, православных воинов и людей государевых, молятся об обретении мудрости, оказании помощи в военных и управленческих делах.
Церковь празднует память благоверного князя Довмонта (во святом крещении Тимофея) Псковского 20 мая (2 июня).