Нынешнее соборное здание – последнее в его истории. Без него уже и не представить городскую панораму. Но он не сразу приобрел сей дивный вид. Что известно об этом периоде не раз перестраиваемого собора?
Что пережили в разные периоды стены постройки, уже ничем не напоминающей классическую местную архитектуру?
На первом этапе Северной войны военные бури обошли стороной Псков, который ранее крепко страдал от них. Петр укрепил прифронтовой город, постановив здесь базу русских войск.
Но после отхождения прибалтийских земель России после 1710 г. город прекратился в глубокий тыл. Военные опасности, возникавшие для него, не нарушили покой в 1812 г., в Первую мировую войну.
Оказавшись далеко от государственных рубежей, Псков стал мирным, провинциальным городом, в котором не случалось громких событий, а жизнь текла медленно и однообразно. О былых сражениях напоминали только следы на крепостных стенах.
Что же Троицкий собор? Центр «тишайшей» епархии все силы направил на духовное просвещение местной паствы и служение Господу.
Архитектурные особенности
Строительство началось в 1682 г. при митрополите Маркелле. Новые стены поднимали на старом, но крепком фундаменте с использованием известковых тесаных плит. Работы шли тяжело, и завершились только через 17 лет, при митрополите Иосифе.
Мастера старательно выдерживали сложившуюся к тому моменту московскую архитектурную традицию. (Нынешний вид ему был придан уже в 1699 г., когда он и был освящен.) В отличие от традиционных местных церквушек с неровными из неотесанного известняка стенами, здание отстраивалось из тесаных плит. Поэтому плоскости его фасадов, скупо украшенные декоративными элементами, выглядели геометрически правильно.
Масштабная на тот момент постройка была заметна не только из любого уголка Пскова. Сверкающие на солнце главы Свято-Троицкого собора, достигшего 78 м в высоту, видны были с расстояния в 56 верст.
Из-за неравномерной осадки, случившейся через десятилетия, рабочие вынуждены были заложить кирпичом открытые галереи по бокам. Для более надежного укрепления строения в 1770 г. вокруг четверика были воздвигнуты контрфорсы. После оштукатуривания наружных стен собор и стал таким, каким мы его сейчас видим.
Пятиглавый. Стройный. По духу – московский. Пускай и без настенных росписей, погибших в последнем пожаре, зато с неимоверной красоты иконостасом с позолоченной резьбой, двумя уровнями окон, двумя приделами в южном и северном рукавах, обозначенными башенками с небольшими главами, с высокой галереей, опоясывающей с трех сторон, с крытой лестницей на второй этаж и винтовой – на хоры, княжескими погребениями, со святынями и подцерковьем…
Стройную и белоснежную двухэтажную постройку с главным кубическим четвериком венчает массивное, установленное ближе к восточной части относительно центральной точки здания, пятиглавье, традиционное для московского зодчества XVII в. По православной традиции, из пяти глав центральная (покрытая позолотой) посвящена Иисусу Христу, а остальные - четырем Евангелистам.
Нижний ярус многоярусного соборного здания (возможно, служил подклетом во времена старого собора) занят с 1903 г. храмом, освященным во имя Серафима Саровского, с древней усыпальницей, расположенной за алтарем.
Рядом с собором находится многоярусная колокольня с башенными часами и ярусными пролетами звона. Построенная в традициях классицизма на месте башни «Радчине всходе» в XVIII в., квадратная в плане, увенчанная остроконечным шпилем со крестом, колокольня составила с соборным зданием гармоничный архитектурный ансамбль. Хотя стилистически и конфликтует с остальными частями постройки.
В 1699 г., который считается годом освящения собора, колокольни еще не было. Скорее, ее возвели после окончания строительства. Нынешняя постройка не похожа на предшественницу, верх которой изначально был сделан из дерева. После пожаров 1770 и 1778 гг. ее строили уже из кирпича. А потом на башне появились и часы, которые чуть позже сменили новые, от немецких мастеров. Кстати, многие колокола сегодняшней звонницы - древние. Самый старый относят к 1526 году.
За 320 лет собор пережил и радости, и печали. Но, если до революции поводов для радости было больше, то буквально в первые десятилетия после прихода советской власти святыня несколько раз оказывалась на грани гибели.
В 1919 г. безбожники вскрыли мощи святого князя Всеволода (Гавриила). В двадцатых годах здание перешло в руки обновленцев, но пустовало, посему как в Пскове обновленчество не прижилось. В 1936 г. Троицкий собор хотели исключить из списка «памятников», и собирались его взорвать. Но власти переменили решение, и открыли тут 1 мая 1939 г. антирелигиозный музей.
Во второй раз собор чуть не погиб за год до Великой Победы. Фашисты, покидая Псков, заминировали здание. Советские саперы избавили древний храм от полного разрушения, хотя и сработали установленные на солее мины.
Богослужения в соборе начали совершаться с августа 1941-го, и никогда больше не прекращались.
Красавец-собор вместе с колокольней выполняет роль центрального, заглавного элемента в градостроительной структуре города. А при входе внутрь впечатление только усиливается…
Настолько здесь красиво. Настолько душевно. Как будто ты попадаешь на Небо… Все как бы устремлено туда, ввысь. Этому способствуют не только конструктивные особенности основного объема, великолепная освещенность за счет двух ярусов окон, отсутствие росписей, а и, конечно, постоянные молитвы, буквально пропитавшие стены за столько лет...
Собор - шестипрестольный, его приделы размещены так:
1. слева от центрального Троицкого престола - придел в честь св. блгв. кн. Всеволода (Гавриила);
2. справа - храм в честь св. равноапостольной княгини Ольги;
3. северный рукав галереи занимает церковь в честь св. блгв. кн. Александра Невского:
4. южный рукав занят приделом во имя Казанской иконы Божией Матери;
5. в высоком подклете устроен храм в честь Серафима Саровского.
Интерьер собора украшает главный его элемент, уникальный, почти ровесник храма, семиярусный иконостас в позолоте и богатейшей резьбе с распятием, венчающим его. Иконы для этой уникальной конструкции писались, по информации исследователей, мастерами московской Оружейной палаты во главе с иконописцем Федором Васильевым.
В 42-метровый иконостас вмещено 7 рядов икон:
• деисусный;
• праотеческий;
• праздничный;
• пророческий;
• местный;
• иконы, изображающие Страсти Господни, занявшие два верхних яруса.
В Псков ежедневно отовсюду стекаются паломники, чтобы поклониться и приложиться к святыням, почивающим в соборе. Это и иконы Божией Матери, мощи псковских святых, и многое другое.
Собор действующий,
богослужения совершаются дважды в день.
Храмовый праздник в соборе - день памяти княгини Ольги, отмечаемый 11 июля при большом стечении верующих.
Троицкий собор - памятник федерального значения и внесен в список памятников особо охраняемых государством.